МОУ   Абрамовская  СОШ

Заслуженный художник РСФСР

Жизнь и   творчество художника

Виктор Васильевич Киселев

 

 

 

Нормативные документы

История сёл

етописец"

Педагогический коллектив

Наша жизнь

История
школы

 

Главная
страница

 

 

                     

1.  Виктор Васильевич Киселев  -  человек, чье имя навсегда вписано в историю села Комаровка, села Абрамовка. В 2007 году исполнилось 100 лет со дня его рождения. 

Виктор Васильевич Киселев, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, родился 12 июля 1907 года в с.Комаровка, ныне Майнского района, в бедной многодетной крестьянской  семье. (Кадыковская волость, Карсунского уезда)

       Несмотря на трудности крестьянской жизни, все в семье любили окружающую природу, полную впечатляющих контрастов. Меловые горы, у подножия которой как бы прилепилась деревенька. С их высоты безбрежными кажутся поля, перерываемые местами стеной леса. Хлебные нивы в постоянном движении. Ветер гонит то нежно-зеленые, то желтые волны.  А по краю журчит речка с прозрачной водой. Все это и, конечно,  окружающие люди, односельчане становились предметом изображения на его полотнах. 

     Осуществлению своей мечты – стать художником – он сумел подчинить всю свою жизнь.

      Искусствовед Инна Николаевна Филонович (московский искусствовед, написавшая книгу о В.В.Киселеве перед персональной выставкой 1978г)   записала воспоминания художника, дающие ответ на эти вопросы. «Еще будучи дошкольником, всем другим играм предпочитал карандаш и бумагу. Запоем рисовал лошадок, седоков в санях и сценки, подсмотренные в окружающей жизни. С бумагой в доме было всегда плохо. Для приобретения заветного берег деньги, подаренные на гостинцы. Писчая бумага стоила дорого -   одна копейка за лист, в то время как отец пильщиком зарабатывал за день 50 копеек. Поэтому приходилось что-то придумывать, ловчить. Бывало, наславив на Рождество немного денег, я покупал на них курительную бумагу. Именно курительную, потому что ее продавали на копейку по два листа». 

       Никаких музеев, никаких вернисажей, ни книг. Самым верным союзником была мать. Скорее всего, от мамы и шло это необычное для села желание творить красоту. Красивые узорные занавески на окнах она вырезала из газет, ведь денег на другие попросту не было. Тайком от отца, не разделявшего увлечения сына, покупала она у захожих коробейников лубочные картинки, на которые мальчишка глядел с восторгом. Кстати, позднее, также тайком от отца, она будет у соседей сушить сыну сухари на дорогу в Москву. Но это позднее, а пока школа,    где любимый предмет  рисование, и заветная мечта - единственный на всю школу карандаш, красный с синим, который учительница чаще всего дает Виктору как лучшему рисовальщику.  Виктор Васильевич проучился 2  года в комаровской начальной школе, потом  до 7 класса в Абрамовской. (Учительница в комаровской школе – Гнеушева Агния Ивановна)

      Чаще  других Киселев бывал в семье брата матери, столяра и плотника по профессии. Проводил там целые дни. Дом дяди Дмитрия  (Дмитрий Петрович Кабанов)  был обычно наполнен массой стружек, запахами свежего дерева и красок. Рисование здесь было привычным занятием для всех. Дядя Дмитрий вырисовывал во множестве затейливые узоры для наличников, для полок под  иконы, для украшений к шкафам. В свои рисунки он всегда вводил изображение птиц, среди которых чаще других бывал любимый им скворец. Иногда в эту семью заходил двоюродный брат отца Иван Антонович Киселев. Он тоже был страстным рисовальщиком. Как тогда казалось Киселеву, Иван Антонович был недосягаем: ведь он умел рисовать схватки всадников в два-три коня и больше!

 2.   В 9 классе узнал, что в Прислонихе, в 17 верстах, живет художник, зовут его Аркадий, что он «здорово рисует людей, как живых».  Так осенью 1924  года Киселев впервые встретился с Аркадием Александровичем Пластовым. Знакомство переросло в дружбу.

     «В это время, вспоминает Киселев, - я родился   как художник. До встречи с ним я был вроде слепого. У меня была просто страсть к рисованию, интерес к нему, возможно, больший, чем у всех детей. Аркадий Александрович открыл для меня целый мир, который я увидел и обрадовался: сколько, оказывается, можно всего изображать. Прекрасное в изображении окружало меня». Началась кропотливая учеба.         

      Семнадцать километров между Комаровкой и Прислонихой стали их постоянным маршрутом. Разница в 14 лет в счет не шла. Они дышали одним воздухом, жили одними интересами. У Пластова и Киселева было какое-то редчайшее совпадение взглядов на жизнь, на искусство. Сын Пластова, Николай Аркадьевич, уже после смерти отца  скажет про Киселева, что «дядя Витя на всю жизнь стал  близким, а вероятнее всего, единственным, доподлинно близким другом отца».  Учитель стал другом, и даже более. Они  стали «Больше, чем друзья» 

       Через Пластова Виктор Васильевич познакомился с известным симбирским педагогом и художником Дмитрием Ивановичем Архангельским и брал у него уроки по рисунку. 

       В 1928 году Виктор Васильевич едет в Москву поступать на рабфак {рабочий факультет}Искусств. Поступление не состоялось, и только на следующий год (1929) он был зачислен на курсы  АКХР (Ассоциации   художников революционной России), откуда год спустя его перевели в Московское художественное училище им. 1905 года. После успешного его окончания Киселев был принят на второй курс Суриковского института. Художник с нежной благодарностью вспоминал многих своих педагогов, среди которых Д.И.Архангельский, К.Ф.Морозов, Н.П.Крымов, С.В.Герасимов,  И.Э.Грабарь и другие. «Но самое главное,  - признается Киселев, - я все же получил в первые годы от Аркадия Александровича». 

      Киселев  вспоминал:  «Пластов еще был дома, в Прислонихе. Первое время я жил у приятеля, студента МГУ. Потом приехал Аркадий Александрович, и стали мы с ним искать квартиру. Исходили многие районы, и все пешком: он не любил ни трамваев, ни автобусов, терпеть не мог стоять на остановке. Я следовал его примеру.

         Нашли мы с ним квартиру на Немчиновке, 3-я Запрудная улица, дом, кажется, 21. Это  предпоследняя дача Алексея Ивановича Новоселова и Александры Федоровны. Перед дачей тогда был пустырь, только за два километра началось строительство. В полкилометре проходила ветка на Усово, дальше  лесок. Вдоль Усовской ветки простирался кустарниковый болотистый пустырь. А с другого конца поселка тянулся зеленый овраг, поросший черемухой, ольхой, осинником, а ближе к Ромашкову, по краю оврага, стояли отдельные столетние дубы. Само село Ромашково утопало в садах, а за полотном железной дороги начинался молодой сосновый бор. На горе стояла действующая церковь, откуда по праздникам слышен был колокольный звон. Окрестности Немчиновки, особенно Ромашкова, были излюбленным местом наших вечерних прогулок, а черемуховый овраг мы считали своим, родным. Каждый день мы уходили на закате и возвращались затемно. Аркадий Александрович очень любил эти прогулки, особенно любил закаты в сосновом бору с огненными просветами, любил ромашковские дубы. Этюдники мы никогда не брали, брали только блокноты. За вечер исхаживали много километров. Ходили не дорогами, а тропами, чаще  по целине, по полям, балкам, лесочкам, кустарникам. При этом сравнивали красоты Подмосковья с Прислонихой, Комаровкой. Наша природа Пластову была несравнимо дороже. Он очень тосковал по родным местам и всегда считал дни, когда вернется в свою Прислониху.

      Жили мы в первую зиму в проходной комнате, готовили сами на примусе, продукты покупали в Москве. Керосин возили тоже из Москвы. За провоз керосина преследовали, поэтому бутылки мы затыкали картофельной пробкой (она меньше пропускала запах) и прятали их в портфеле, наскоро маскируя.    Комнаты отапливались плохо, было очень холодно, а на кухне совсем не топили. В таких тяжелейших условиях Аркадий Александрович написал картину «Колхозный праздник» и другие работы. Места в комнате было мало, и холст он ставил на кровать. Писал почти всегда в одежде, руки коченели, пальцы опухали (между суставами образовывались наплывы). Грелись мы в основном чаем.

      Сидим, бывало, одетые, пьем чай по ходу работы или говорим о доме, что там сейчас делается, вспоминают ли нас родные. Вспоминаем детство, базары, жизнь деревенскую, и во время беседы зарождаются темы, начинаем что-нибудь набрасывать. Вот так греемся чаем и сидим допоздна.

      Спали мы на одной койке, вместе. Ранним утром, прежде чем идти на поезд, заглядывали к Алексею Ивановичу на скотный двор.

Открываем дверь к корове, а оттуда поднимается духмяное облако от теплого навоза и парного молока. Аркадий Александрович вдыхает этот воздух и говорит: «Витька! Да ведь нашим духом пахнет!». Постоим, понюхаем и потом только едем в Москву.

       Так начиналась наша дружба, которая продолжалась 48 лет, до самой его смерти." (Такая же дружба, только еще длиннее, была у него с Д.И. Архангельским, но по духу они были разные. "Это мы с ним — оба мужики, во всем единомышленники...")

       "Теперь, по прошествии стольких лет, чаще всего вспоминается одна и та же картина -возвращение из Прислонихи в Комаровку. Каждый раз, провожая меня домой, Аркадий Александрович с жаром говорил об искусстве, уверял меня, что нельзя бросать живопись. Так он шел до околицы, потом до озерок, и никак мы не могли расстаться. Но время неумолимо бежало, путь мне предстоял далекий, зима, надо спешить. Долго он не шел домой, все стоял, смотрел, как я поднимаюсь на извилок и, оглядываясь, машу ему рукой, и он отвечал тем же. Так мы шли оба, оглядываясь и махая друг другу, до тех пор, пока не исчезали из виду». 

        Приезжая домой, в Комаровку, Виктор Васильевич  занимался сельским хозяйством. Была уже своя семья: жена Вера Ивановна  и четыре дочери: Тамара (1931 гр), Нона (1936 гр), Женя  (1939 гр) и Наташа (1946 гр) .   

        Рассматривая картины Киселева,  можно зримо  и точно представить крестьянский быт 50-60 годов ХХ века. В  этом тоже историческая ценность полотен художника-земляка.

  .    Художник всегда стремился подробнее рассказать о  повседневной жизни современной деревни. Из наблюдений вырастают сюжеты: «На мельнице»,  «В деревне»,  «Перед праздником», «Борьба за урожай»«На молочной ферме»,  «Конный двор». В каждом из них – люди села, их повседневная жизнь, колхозные и семейные дела, бесхитростная природа Комаровки, а подчас и домашние животные, без которых немыслимо деревенское житье. 

     Картины  и портреты, эскизы и натурные  этюды  раскрывают самобытный творческий мир художника, полный образов и событий, которые он трепетно любит и которыми дорожит.  

    Картиной «На колхозном дворе» (1936г) он закончил изотехникум. На старших курсах института он участвовал в ряде конкурсов на лучший эскиз. Некоторые из них были отмечены премиями. Студентом 4 курса Киселев представил на художественный совет Московского Товарищества художников  картину «Письмо» (1939 г). Эту первую самостоятельную композицию он написал в летние каникулы почти всю с натуры прямо в холст. Сюжеты картин разные, но  тема одна – жизнь российской деревни.  О  своеобразии этой темы  в творческом преломлении Киселева недостаточно сказать, что она выношена художником. Она – смысл его собственной жизни.

      В.В. Киселев вспоминал:  «Меня всегда влекли не просто образы людей, а образы крестьян…  Человек нравится мне живой, со всеми его страстями»

      В деревне Киселев родился и рос, был участником социальных преобразований в ней, нашел свое призвание. Само изобразительное искусство было воспринято им через жизнь  родной деревни. Поездки в Москву были необходимы: там он учился, постигал художественные сокровища Третьяковской галереи и других музеев, следил за современной художественной жизнью. И все же – это лишь эпизоды в его жизни. В большом городе художник всегда чувствует себя гостем, и эта временность пребывания ни в чем не дает сосредоточиться. В родные края, в семью он всегда возвращается с чувством душевного облегчения. Только здесь он может серьезно работать, погружаясь в излюбленные деревенские мотивы.

Великая Отечественная война  в жизни и творчестве художника  

       Весной 1941 года художник приступил к работе над дипломной работой «Свадьба»,  приехал в Комаровку, но 6 июля был призван на фронт.

     12 июля уже писал Пластову: «Вот, милый друже,   не успел оглянуться  - и уже солдат. Все имею: и обмундирование, и оружие, и противогаз; и все – сколько можно приспособить и повесить на себя. Но всего горче получить посмертную бирочку, куда вложена памятка на случай, если погибну…   путевка не в жизнь, а в смерть. Не думай,  что я боюсь за себя, за свою жизнь – ни капли, в этом отношении чувствую себя легко, свободно духовно. Но дети и близкие – вот за них болею…»

    Судьба уберегла его, хотя по 16 ноября 1945 года он был в действующей армии (по документам). В первый год Великой Отечественной войны от стал линейным надсмотрщиком отдельной телеграфной  роты, затем, когда отозвали с фронта после освобождения Ленинграда,  работал в студии  военных художников имени М.Б.Грекова. Военные портреты художника экспонировались на Всесоюзной художественной выставке 1946 года.

    В редкие часы затишья Киселев все же изыскивал возможность взяться за карандаш. Делал портретные зарисовки боевых товарищей, пытался зарисовывать сценки из солдатской жизни. Исполненные им маленькие, в размер открытки, портреты бойцы посылали домой вместо фотографий. Киселева подбадривали, подталкивали к подобной работе, к наблюдениям, чтобы солдат вопреки фронтовым трудностям не забывал о своем призвании. Где-то в глубине сердца теплилась мечта о будущей творческой работе, о больших картинах...  

        Киселев старался запечатлеть лица людей с интересными биографиями. «Ездовой И. Ф. Ефремов» (1945)—старый воин, 1893 года рождения, неоднократно награжденный ветеран трех войн;  «Герой Советского Союза танкист сержант Иван Гущин»(1945).    «Солдат с белыми усами» (1945) обращает на себя внимание скрытой динамикой характера бывалого человека. Характер вырастает в контрастном сопоставлении красок

       Условия для работы были сложные, в полном смысле боевые. Тем не менее, работали увлеченно, иногда писали, но преимущественно делали бесчисленные зарисовки солдатских лиц, среди которых каждое следующее казалось еще колоритнее и выразительнее предыдущего.

      По возвращении в Москву отчитались выставкой по материалам поездки, а в скором времени — снова в путь.( 10 марта 1945 года вместе с другими художниками Киселев был откомандирован на Второй Украинский фронт. В Чехословакию.)

  Среди фронтовых рисунков художника попадаются и быстрые панорамные зарисовки типа «Переправы через реку» (1945). 

      Многое в корреспондентской работе Киселев сумел подчинить своему давнему замыслу. Он активно собирал натурный материал к большому полотну, о котором думал уже несколько лет,—
«По фашистским стервятникам».  (1945) 

      

Из воспоминаний Киселева: «Днем дали задание – восстановить разрыв через районное место Путилово  (Москва – Ленинград).  К вечеру другого дня связь была восстановлена. Утром чем свет стали заканчивать работу. День был ясный. Вдруг слышим: «Воздух!»  Все попрыгали со столбов в кюветы, на кладбище между могил. Началось…  И так  через каждые десять минут: на столбы,  со столбов… Затем стали прятаться в картошку. Вот тут-то и появились  и  страх,  и  боязнь, несмотря на то, что наших на линии не убивали… Наконец, все  издергались, был необходим отдых. Меня назначили наблюдать за «воздухом». Столбы были березовые, когти в ней завязали.  Однажды у одного из наших бойцов так они завязли, что он во время налета так и не смог спуститься со столба…  Так было до зимы. Даже машины не пропускали в целях маскировки. На этом участке наши войска пытались прорвать оборону немцев. … «Обрабатывали»  линию  с воздуха. Однажды сидим, ждем обеда. Его почти нет и нет. Бомбежка. Послали  посмотреть: не едет ли кухня. Видим, наша кухня стоит, а чужие солдаты разбирают нашу кашу. Повар Иван Михайлов и его шофер погибли и лежали в кювете. Незадолго до смерти повар полевой кухни говорил: «Я сам поеду, посмотрю, как воюют.»
     …Кроме того, я работал связистом, еще и рисовал.  Зимой стали опытными, теперь знали, где можно было укрыться от обстрела. Наша часть переехала в поселки, где до войны разрабатывали торф. Вырыли землянки и остановились. К нам попросились заночевать морские пехотинцы, шедшие на особое задание. Они меня убедили в том, что писать надо. Вечером от них привезли раненых...  Спустя год я связался с Пластовым, он прислал мне бумагу и краски.  Вот тут-то я и задумал картину «По фашистским стервятникам».     (Т.В.Киселева: «Это первая картина, за которую присудили премию, но когда узнали, что нет образования, не дали» 2007г
 )

       Эта картина подкупает своей суровой правдой. Ее композиционный строй подчинен главной идее произведения — передаче яростного желания бойцов «поймать» и поразить цель. Сюжетная завязка базируется на точном авторском знании как ситуации в целом, так и психологического состояния участников боя, на конкретных фактах личного опыта.    Предметная характеристика события также во всем документальна. Пережитое всецело владеет Киселевым. С какой любовью и трепетным вниманием воспроизводит он складки гимнастерок, оружие, каждый предмет нехитрого солдатского снаряжения!
       Полотно впервые экспонировалось на студийной выставке в 1945 году и вскоре — на Всесоюзной художественной выставке 1946 года. Простота и убедительность изображаемого, эмоциональная окраска боевой обстановки порождали активный отклик в душах зрителей. О картине много писали в печати, ее неоднократно репродуцировали. Она была воспринята как одно из лучших решений еще животрепещущей для всех темы. И десятилетия спустя среди многих других советских живописцев о Великой Отечественной войне   полотно Киселева сохраняет ценность художественного документа времени. 

     Свидетельством общественного признания первых произведений художника-воина   («По фашистским стервятникам» и «Танки в засаде») явилось принятие его в 1945 году в члены Московской организации Союза советских художников.   

    Командование Студии военных художников име­ни М. Б. Грекова поощрило автора десятидневным отпуском домой. Этот факт личной биографии — поездка в родную Комаровку — лег в основу очередных полотен Киселева «Возвращение» (1946) и «Вернулся» (1947).    
  Картина «Возвращение". От нее  веет домовитостью и гостеприимством, чем так славен характер русского человека;  она содержит ряд живых образов: старика (отца), сидящего на низком стуле, покрытом овчиной, женщины и ребенка; много интересных деталей: натюрморт из живописно раскинувшихся листьев молодых овощей, только что внесенных в дом, уютно расположившаяся на постели кошка, как бы намывающая гостей, сам интерьер избы. Но смысловой центр композиции — фигура солдата, обнимающего дочь (тоже интересно схваченная),— теряется в общем окружении

 Полотно «Возвращение» стало собственностью грековской Студии, а художник начал работу над новым холстом. Теперь он стремился логично организовать сюжет, стараясь, чтобы каждый введенный в изображение предмет активно участвовал в смысловом содержании сцены 
       Картина    «Вернулся» привлекла всеобщее внимание в экспозиции Всесоюзной художественной выставки 1947 года своим настроением и добротностью живописного решения. Приглушенная гармония красок, наложенных деликатным прикосновением кисти, искренность автора в любовании своими персонажами, каждым изображенным предметом — все мобилизовало внимание, заставляя погружаться в этот самобытный мир, созданный художником.   Горница родной избы, куда только что вошел солдат. Вокруг домочадцы, соседи. Порыв и сдержанность, откровенные улыбки и смущение, вызванное  подкатившимся к горлу комком, а в целом – общая радость встречи после долгой разлуки. Радость. Это чувство захватывает. Оно освещает лица, проявляется в каждом жесте. Радость возникает при соприкосновении взгляда с деталями домашней обстановки.

("В основе – возвращение брата Владимира, его центральная фигура. «Позировали все: бабушка, я  – в платке, Нона – в двух видах, Женя маленькая, Матвеева Тамара Сергеевна», - из воспоминаний дочери Тамары Викторовны)

       Полотно было отмечено второй премией Всесоюзной выставки и почетной грамотой Художественного фонда СССР. Но важнее всего то, что в 1948 году оно было утверждено государственной экзаменационной комиссией Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова в качестве дипломной работы, завершившей художественное образование Киселева

     Картина «Вернулся» стала важной вехой в процессе становления творческой личности автора. С ней кончается ученик и начинается профессиональный художник, обладающий ясно выраженной индивидуальностью. 

     Автор картины «Вернулся» – Виктор Васильевич Киселев – в годы Великой Отечественной войны пережил долгие годы разлуки с родными местами, с домом. Годы, проведенные почти без вестей от близких, на бесконечных фронтовых дорогах.  Годы, исполненные и горечи отступления, и радости победной поступи по освобожденным районам России, Западной Украины, Чехословакии. Художнику удалось передать то обостренное напряжение,  которое он ощутил в первое мгновение столь долго ожидаемой встречи с семьей.

       Ко времени создания выше названных картин  В.В.Киселев – уже член Московской организации союза художников. У него мастерская в Москве. Но душа просится на Ульяновскую землю, в Майнский район. Здесь дом. И он с трепетом запечатлевает на холстах своих домашних: мать, отца, брата, жену, дочек.  Они позируют ему часами…

«Портрет матери», «Тетя Вера» (жена),  «Семья Алешиных» (семья Ноны: Николай Иванович, их дочь), «Одиночество» (позирует отец –дед Василий) 

 Комаровка – творческая мастерская Киселева

      Все здесь создает творческое настроение: люди, природа, события. Его творчество подобно искусству птицы: постоянно поет то, что для него «поездки за три моря» наиболее бесплодны. Важнее любых  «свежих впечатлений»  постоянный контакт с тем, что знает с детства.  Солнце и весна родных мест, силуэты деревенских изб и других строений, сам уклад жизни на родине – все одухотворено для художника как предмет высокого искусства. А главное – люди. Лицо человека, его душа, его внешний облик всегда в центре внимания Киселева. Целые поколения комаровцев, родственников и односельчан – его постоянные натурщики, герои всех произведений.

       «Меня всегда влекли не просто образы людей, а образы крестьян. Институтских натурщиков я писал с холодком. Мешала застылость позы, отчужденность, существовавшая между нами. Они были для меня почти натюрмортом. Зато как приятно и интересно писать людей близких, которых часто видишь и хорошо знаешь! Человек нравится мне живой, со всеми его особенностями. В момент сеанса для меня важен и звук его голоса, и выражение лица, и движение корпуса, рук. Я не только не мешаю людям говорить в момент позирования, но сам поддерживаю беседу. Скучно работать на застывшей натуре!»   

        Портреты, создаваемые художником, достоверны. В каждом из них   прежде всего личность, имеющая свою нравственную ценность. К их числу относятся такие работы, как «Тимофей Абрамов»,  «Алексей Кротков»,  «Портрет брата»,  «Колхозница Зоя», и другие. 

     Киселев много  пишет  портреты детей. Ему интересно с ними общаться, проникать в их мир.   «Мне приятно с ними работать, хотя это, конечно, гораздо  сложнее, чем рисовать взрослых. Прежде всего потому, что характер ребят проявляется скорее в движении: мимике, игре, слове, крике, песне. Когда дети начинают позировать, они часто перестают быть самими собой.»

  Так, Виктор Васильевич написал картину «Школьники».

 

       Ей предшествовал ряд созданных им детских портретов. «Школьников» художник писал с ребят, которых давно и хорошо знал. (Один из них – Кушманцев Николай – Мокеев). Всех их он не раз наблюдал со стороны. Достаточно осведомлен о том, кто из них нрава  спокойного, кто подвижен и любит пошалить. И это во многом облегчало задачу. Персонажи легко узнаются благодаря точности портретного сходства с моделями.            

            Тема дома, семьи, материнства  красной наитью проходят через все его творчество. Рассказы Киселева о родных и близких людях, особенно матери, очень интересны и помогают понять творческую философию художника, раскрывающуюся в его произведениях.

        Присущий ему интерес к людям, заинтересованное отношение к современнику с неожиданной остротой раскрылись в его пейзажных мотивах. Он пишет все, видит вокруг себя: улицу деревни, речку, мельничный двор;  выходит за околицу – перед ним широкое поле и безграничная нива…

     Киселев  – тонкий вдохновенный  пейзажист. Это доказывают такие натурные этюды, как «Сентябрьский серый день»,  «Скворцы прилетели»,  «Позднее утро»,   «Последний снежок»,   «Распутица»,  «Холодный ветреный день»,  «Село Комаровка».  Пейзаж заброшенной в симбирских землях Комаровки Киселев ощущает трепетным сердцем крестьянина и поэта. В целом ряде сюжетов художник с тонким проникновением характеризует пейзаж родной деревни.   Художника постоянно влечет к себе степь,  одухотворенная трудом человека, поле, бесконечное и обязательно урожайное.   
      Теме изобильного урожая посвящено одно из жанровых произведений художника «Урожай (На участке сына)». Почти  весь холст  занимает золотое поле тучной пшеницы, подернутое дымкой рассеивающегося тумана. На ярком фоне выразителен силуэт старика. Характерный жест его рук выдает потомственного хлебороба. Во всей фигуре – удовлетворение старого крестьянина, гордость отца.
        Из большого цикла пейзажных натурных этюдов Киселева некоторые выделяются картинной завершенностью образа плодородной нивы. Среди них «Рожь»  и «Рожь на ветру». 
(Пейзажи в школьной экспозиции -подлинные).

    Лаконичность композиционного решения «Целины» предельна: узкая полоса неба, затянутого мягкой пасмурной облачностью, остальное – хлебное поле.  Ни кустика, никакой другой вертикали – только ровная нива, которой нет конца, Она впереди, слева, справа и кажется позади зрителя. Сам зритель попадает как бы в пучину качающихся колосьев, в море густого, тучного хлеба. Слабый силуэт движущегося вдали, по горизонту,  поезда да одинокие ласточки, носящиеся низко над колосьями в погоне за мотыльками.

      И вот 1978 год. В Москве  открывается персональная выставка. Лежнин, ульяновский художник  вспоминает: «Выставка не велика. Но даже при беглом обзоре его произведений сразу чувствуется большая правда жизни, искренность и жизнелюбие художника.  От его работ веет волжскими ветрами, необозримыми просторами хлебных полей, в них поэтическая обыденность русской деревни».  «Здесь и картины на военные темы, и портреты односельчан, и законченная в 1967 году    «Свадьба», («сборник», собраны многие лица,  невеста -  собирательный образ; провожает невесту Антонина Николаевна Кушманцева (Борисова) и «На побывку»(узнается майнский пейзаж –железнодорожная станция) и другие)

 

 

 

 

 

 

 

       

 «На колхозном  собрании»:

«Тут все наши, вон видишь, слева, одним глазом и я выглядываю из-за плеча. И себя не забыл,» - поясняет автор.

(Т.В.Киселева: «Справа – Степан, Кротков Володя, отец Василий, дядя – брат отца, Антонина Дмитриевна Кроткова – вся семья Кротковых;  между – племянница Раиса; в центре – брат Владимир, за ним сестра мамы – Анна Ивановна, за отцом (дедом Василием) – дед Васюрочка, друг деда») 

 И «Радио в колхозе» (Т.В.Киселева: «Настоящий факт: дядя Володя привез радио. Тут и Нона, и Наташа, я стою.  Киселев Николай в ушанке…»)

   В.В.Киселев становится лауреатом Государственной премии РСФСР.   Он получает поздравления  от коллег, родных, близких. 

      Поздравление от союза художников: «Эта награда – свидетельство вашего искусства, всегда содержательного, поэтического, неразрывно связанного с жизнью народа, жизнью советской деревни, высоким реалистическим  мастерством» 

                                Память о художнике.

     14 июня 1985 года Киселева не стало. Он похоронен  на комаровском кладбище. На кресте сын Пластова  сам вырезал: «Художник  Киселев Виктор Васильевич.» Выступая на кладбище, Николай Аркадьевич  говорил, обращаясь к землякам художника: «Вы еще до конца не понимаете, какое счастье, что Вы жили рядом с ним, что он на долгие годы увековечил многих из Вас на своих полотнах». 

     А невдалеке на поле наливалась рожь, которую он так любил рисо­вать... Всем верилось, что вскоре в Комаровке будет музей. 

       К сожалению,    музей так и не открылся  … Но память о великом земляке всегда с нами.   Еще при жизни  В.В.Киселев охотно принимал в своей мастерской любителей живописи,  местных учителей и учащихся.  (встреча с художником в 1983 году) .Его картины экспонируются в музее А.Пластова в с.Прислонихе  Карсунского района. Абрамовские учащиеся бывают с экскурсией и в доме-мастерской Пластова  и в музее. (На открытии выставки в честь 100-летия художника: внук А.А.Пластова, Наталья Викторовна Киселева,   учителя Абрамовской средней школы.)

       Наша школа связана с именем художника еще и тем, что нашу школу заканчивали дети Художника: Тамара– в 1946 г,  Нона– в 1951, Наталья – в1956; 27  лет ( с 1959 по 1986)  (Нона училась в Майне, заканчивала школу в Теньковке).  Здесь работала учителем математики  его дочь, Тамара Викторовна Киселева,  замечательный педагог, «Старший учитель», «Отличник народного просвещения». И она, и ее сестра Наталья Викторовна многое делают для того,  чтобы сохранить память о своем отце, замечательном художнике,  сохранить то, что осталось им в наследство от великого художника.   

       Дух художника остался в его картинах.  И может быть, своеобразный художественный дух наших мест рождает его преемников, будущих художников.  Пробует себя на холсте бывший ученик нашей школы, ныне учитель технологии и изоискусства Портнов Александр Николаевич; закончила Ульяновский государственный университет  художник-модельер, дизайнер,   ученица нашей школы – Васильева Анастасия;  в 2006 году открылось при школе художественное отделение Майнской ДШИ,  и ребята с удовольствием пробуют себя в кисти и краске…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz